В возрасте 17 лет на Ричарда оказывали влияние «Phonic Bod», «Computer World», «Mental Telepathy», «Industrial Inc», «Tomita», «Tangerine Dream». Относительно этого ведущим блока новостей программы «Я люблю АФХ» на радио Би-Би-Си Моррисом Миксмастером было замечено, что любимым прозвищем Джеймса во время работы ди-джеем в Корнуолле было «Меломан под кайфом».
Позже он говорил, что получал вдохновение от «любых окружающих звуков, которые можно было сымитировать и обработать на электронном оборудовании, от качественного техно, особенно из Европы, которому и в подметки не годится весь этот современный попсовый хард-кор мусор». На вопрос по поводу будущего электронной музыки он ответил: «Несомненно, кислотное техно и эмбиент-техно» (acid-techno, ambient-techno).
На Джеймса оказали влияние чикагские хаус - и детройтские техно-пионеры, такие как Деррик Мэй и Кевин Сондерсон. Также на него оказало влияние творчество Гай Коллд Джеральд, Мр. Фингерс, 808 Стэйт, Литл Льюис.
Повлияла на Джеймса и музыка Avante Garde в лице ее представителей - Брайана Ино (Brian Eno), Kraftwerk, Can, Neu!, Tangerine Dream, Karlheinz Stockhausen, Tod Dockstader, Xenakis, Piero Umiliani, Bernard Parmegiani, John Cage, французского композитора Эрика Сати (Erik Satie) с его фортепианными произведениями и музыкальными инновациями (предвестниками эмбиент стиля).
На Aphex Twin также повлияла Музыкальная студия Би-Би-Си, и он выпускает под своим лейблом Rephlex Records сборник музыки под названием «Музыка из студии Би-Би-Си», записанный пионерами этой студии, такими как Делия Дербишир.
Во многих песнях используются компьютерные звуки «ZX Spectrum». Например, в «Carn Marth» из «Richard D. James Album» есть звуки заправки ленты из игры «Sabre Wulf»
Его влияние
В августе фанаты Aphex Twin открыли в Интернете дискуссионный лист, рассылку, посвященный Афексу Твину и Warp Records. Он был назван Intelligent Dance Music (IDM) «блестящей, элегантной танцевальной музыки». С этого момента интернет-фанаты стали называть стилистику Aphex Twin-а IDM и Drill and bass, говоря о его новаторском подходе к танцевальной музыке.
Perfect Sound Forever: другой термин для характеристики его произведений - это IDM - Intelligent Dance Music, «элегантная танцевальная музыка».
«Мне реально нравятся такие высказывания. По сути, они звучат так: «это - здорово, а все остальное - ерунда». Это действительно жестоко по отношению к чьей-то другой музыке. (смеется) Это меня радует, такие штуки. Я не называю имен. Я лишь говорю, что мне нравится, а что нет» - Aphex Twin.