Интервью со штатным художником UR - Абдулом Хакком.
Родившись в 1968 году в Детройте Абдул Кадим Хакк – знаменит больше всего своими графическими работами для лейблов Underground Resistance, Transmat и Red Planet. Этот художник приехал в Европу на фестиваль Astropolis в Бресте, где проходила его выставка в художественном центре в La Passarelle. Наша беседа с ним происходила одновременно с разглядыванием различных графических чудиков.
Как ты пришел к искусству?
Да это давно началось, когда я еще совсем маленьким был, мне было года три или четыре. Я тогда рисовал маленькие комиксы. И чувствуя что это мое, ходил на кучу разных курсов, а потом пошел в художественный колледж в Детройте.
А кто на тебя повлиял?
В бытность меня молодым была масса влияний. Я был большим поклонником мультфильмов, прежде всего японских, вроде “Speedracer”, “Robotech”. А еще нравились «Звездные Войны» и «Звездный Путь».
А как бы ты описал свой сегодняшний стиль?
Ну мне кажется это такой замес из научной фантастики, фэнтези и с частичками афро-культуры. Хм, но вообще-то я довольно открыт, и постоянно новые техники использую.
В 2002 году ты стал независимым художником. А все-таки ты где-то свои умения применяешь? Хотя бы в роли графического дизайнера?
Я всегда открыт всему новому и интересному, и в различных областях искусства работаю. Работаю в сфере компьютерного дизайна и изредка веб-дизайном занимаюсь. Помимо этого я очень плотно работаю с фотографами и аниматорами. Вот, к примеру, для анимации Underground Resistance я сотрудничал с одним типом из Японии, не могу, к сожалению вдаваться в детали, это все-таки секретный проект – но вот это был апогей моей карьеры: подготовка, разработка, планирование – все очень интересно. Еще работал с кем-то из Англии, при разработке сайта UR.
Без работы в рекорд-индустрии смог бы ты прожить как независимый художник?
Нет, такого бы не случилось. Ведь вся моя работа целиком и полностью связана с музыкой. Но без этих заказов, я бы сейчас сидел в скучном офисе, и что-то скучное бы творил. (смеется)
А как ты соприкоснулся с техно-музыкой?
Когда я учился в старших классах, то техно я ходил слушать в клубы. Где-то году в 1984, вроде, мы ходили слушать Хуана Аткинса. В колледже я много слушал чикагского хауса и раннего техно. В тот момент я эту музыку и полюбил. В 1989 году я ходил в Music Institute (знаменитейший детройтский клуб, ставший своего рода кузницей кадров детройтского техно) каждую неделю и все что там звучало мне всегда очень нравилось. Каждые выходные проведенные там были настоящим духовным переживанием. Это продолжалось где-то около года, пока клуб не закрыли.
Когда ты заметил что твои работы гармонируют с техно музыкой?
Осенью 1989 года я познакомился с Дэрриком Мэем. Он остро нуждался в хорошем оформлении своих релизов и искал подходящего человека. До этого времени оформлением «яблок» занимался Алан Олдхэм, но Дэррик хотел привлекать и других художников. Благодаря этому желанию я с одним своим сокурсником из колледжа начал оформлять «яблоки», плюс оформили несколько обложек для компакт-дисков.
А как у тебя завязалось сотрудничество с UR?
В 1991 году, когда я соприкоснулся с UR впервые, я уже года два рисовал и занимался оформлением. По Детройту уже поползла молва, что если кому-то надо что-то оформить, то это ко мне, плюс я немного денег за работу брал. Так ко мне пришли Майк Бэнкс и Роберт Худ, с просьбой помочь им оформить несколько релизов. И с тех пор я сделал огромное количество работ, но я никогда не был единственным художником у UR. Уже вовсю работал Фрэнки Фульц, который сделал много для лейбла. Правда сейчас он делает не так много, потому что сам имеет лейбл, где и оформляет все релизы и пишет музыку. Есть еще Чак Гибсон, чьи работы используются в оформлении релизов UR. У него, кстати, есть своя линия одежды. Одним словом мы втроем справляемся со всей оформительской работой UR.
И еще Алан Олдхэм?
Он никогда не рисовал для UR, он был штатным диджеем.
Твои обложки можно узнать достаточно быстро. А что ты еще делал для UR?
Еще я нарисовал четыре черно-белых портрета для буклета “Interstellar Figutives”. Остальные четыре рисовал Чак Гибсон…
И еще фото на этом флаере? (на флаере изображен ребенок сидящий с ноутбуком с логотипом UR и надписью “Your failed systems…”)
Это моя дочь. А снимок я сделал 7 или 8 лет назад. У нас с Майком была идея сделать что-то с ребенком и ноутбуком. Я использовал эту фотографию, и видно все пришлось как нельзя кстати – я эту фотографию повсюду встречаю. В самом своем начале дизайн UR был довольно-таки милитаристким.
Не ты ли к этому руку приложил?
Я использовал то, что уже было. UR уже были известны своей агрессией, плюс присутствовали элементы научной фантастики и что-то такое, исконно американское. Поэтому я уже руководствовался тем, что уже существовало до меня.
Насколько ты свободен в творчестве?
Я всегда начинаю достаточно грубо. Сначала я делаю несколько эскизов и показываю их Майку. Тот некоторое время размышляет, и потом дает мне направление в котором я начинаю двигаться в дальнейшем. Иногда я создаю образ фигуры, как это было в случае с The Jaguar и Aquanauts, а иногда люди точно знают как это должно выглядеть. В конце концов Майк, как я уже говорил, определяет мне направление – и я волен идти своим путем, воплощать свои идеи и все такое. Плюс я всегда рад тому, когда музыкант дает мне послушать релиз, оформлением которого я занимаюсь. Это дает мне дополнительное вдохновение и я четче понимаю, как это отобразить графически.
Помимо того что ты рисуешь, ты еще и тексты пишешь, подписываясь как The Ancient. Причем в обоих случаях охотно комбинируешь научную фантастику и историю…
Если я начинаю писать, то пытаюсь совместить воедино историю и будущее. Я пытаюсь нагнать мистики во всех моих текстах. Взять хотя бы для примера историю написанную для Red Planet или текст написанный в жанре научной фантастики для The Analog Assasin (она оформлена как доклад Галактического Бюро Расследования об оружии и способностях The Analog Assasin), если кому интересно, то можно посмотреть на www.submerge.com.
Насколько твоя художественная деятельность затрагивает людей, которые живут в Детройте, передает атмосферу этого города?
Это влияние хорошо чувствуется в моих ранних работах, но я стремлюсь идти вперед, расширять свой кругозор. Поэтому в более поздних работах я уже использовал элементы культуры коренных американцев и специфику азиатской графической культуры.
А с какой техникой ты работаешь?
На начальной стадии достаточно карандаша и бумаги. Я делаю массу рисунков, постоянно воплощаю какие-то новые идеи. Потом сканирую и довожу до ума уже на компьютере. Ну и Photoshop постоянно использую – без него никуда.
А что с твоей настенной живописью?
Мне нравится расписывать стены. В прошлом месяце я закончил расписывать один японский клуб, Naked Space называется. А несколько лет тому назад я расписывал музыкальный магазин японский, Disc Union. А еще поработал над оформлением Submerge Building в Детройте. А вообще не очень люблю с компьютерной графикой работать, хотя и на это тоже спрос есть. Я тут недавно в Японию приехал, показал свои работы клиенту одному, тот выбрал и говорит чтоб так сделал. В итоге остался доволен результатом…