Aphex Twin (AFX)
Альбом вышел 1 ноября 1992 г. (в Великобритании)
на лейбле Apollo Records (R&S Records)
Памятник
Самый монументальный труд Ричарда Д. Джеймса (Richard D. James), считающийся таковым и поныне. Aphex выпустил эту пластинку под нажимом руководства своего тогдашнего лейбла R&S (Apollo Records — его эмбиент-подразделение); и аудиомагнаты, впечатленные успехами Orbital на ниве техноэмбиента, решили выжать нечто похожее из собственных артистов.
Если верить названию альбома, некоторые из его треков были записаны Ричардом аж в 14-летнем возрасте, что, честно сказать, ощущается, и явно. Признание номер два: «грандиозная веха в области техноэмбиента» лично меня не потрясла. Возможно, я просто услышал ее не в то время, но единственным, на мой взгляд, достижением диска является постоянный hiss магнитной пленки — ведь материал был содран с доисторических тейпов такой давности, что не поддавался, видимо, компьютерной обработке. Если же пойти дальше, то можно представить, что происходит с пленкой с течением времени. Возьмите любую магнитную запись энлетней записи — и, если только это не какая-нибудь сверххромовая пленка, на ней напрочь будут отсутствовать высокочастотные звуки; при ее прослушивании создастся ощущение, будто пленка была неоднократно «зажевана». Не удивительно, что в итоге мы имеем весьма оригинальный, теплый звук, который и создает альбому неповторимую ауру. В этом смысле Апекс пристроил свои архивные материалы весьма удачно.
Если же рассматривать музыкальный материал как таковой — то тот матерый человечище Aphex Twin, которого мы знаем сегодня, просматривается здесь довольно смутно. Оригинальность? профессионализм? Вместо них набор электронных дудок, примитивных тарелочек («цык-цык-цык») и до боли гостовских электронных ритмов. Эмбиент? техноэмбиент? Смутные их очертания. И, конечно, это не эмбиент в его классическом виде. Скорее некий freestyle-коктейль, смешанный человеком с первобытными знаниями, два часа как севшим за синтезатор. Лично мне Selected Works напомнили ранние работы Orbital, — естественно, об этом можно судить только сейчас, так как в те времена ничего подобного и быть не могло. И это тоже может свидетельствовать в пользу уникальности альбома.
Как известно, второй «том» Selected Ambient Works (1994) существенно отличается от предшественника: это и впрямь чистый минималистичный эмбиент.