В качестве красноречивого примера современного idm-саунда, проект Solvent, альбом «Solvent City», лейбл Morr Music. Инфантильный инструментальный электро-поп.
Именно это, к моему большому сожалению, и есть саунд сегодняшнего дня. То, к чему пришёл мэйнстрим независимо мыслящей электронной музыки.
Кстати, (вспомнил я о своём намерении подмечать всё новое, что появилось в прошлом году) слово «техно» уже давно вышло из употребления, выражение «электронная музыка» звучит торжественно и неуместно академически, в прошлом году окончательно утвердилось слово «электроника».
В большей своей части электроника - это незлобный и небыстрый гибрид того, что раньше называли техно-трансом (или просто трансом), и инди-попа. Плюс немного электро и минимал-техно (по вкусу).
Кстати, эту формулу можно упростить: как известно, транс первой трети 90-х был более быстрым вариантом музыки в стиле Нью эйдж, поэтому, замедляя транс, мы неизбежно опять возвращаемся в Нью эйдж.
По поводу этой самой «новой мелодичности», «новой беспроблемности» или «новой сладкозвучности» сказать особенно нечего, рецензенты, обсуждая CD, пишут, что чувства и эмоции эта музыка, безусловно, выражает... и этим дело и ограничивается.
Комбинация электронной музыки и инди - то есть гитарных поп-песен - удостоилась в прошлом году специального термина: indietronics («индитроника»). Гитар в ней, конечно же, нет, зато есть масса электронных звуков. Длинная и интересная история поп-групп, комбинировавших живой бас, живые барабаны, пение, и электронный гул уже написана. Оказывается и Joy Division и New Order были самой настоящей индитроникой. Depeche Mode, Human League, Yellow Magic Orchestra... и так далее вплоть до Primal Scream и Wedding Present.
Современные индитроник-группы и проекты - это исландский коллектив MUM, японка Tujiko Noriko, немецкий дуэт Tarwater, британский коллектив Broadcast, калифорнийский дуэт Languis, мюнхенская группа Notwist, и, в первую очередь, мюнхенская же группа Lali Puna. Названные коллективы - а существуют куда более длинные списки - значительно друг от друга отличаются, и я склонен думать, что термин «индитроника» не приживётся, но не вызывает сомнения, что сегодня электронной музыкой занимаются люди, которые - окажись они в середине 80-х - скорее всего делали ли бы гитарный поп или, в крайнем случае, синти-поп. Мелодичность новой электроники явно предполагает песенность. И доходящая до примитива простота этой музыки берётся, мне кажется, оттого, что инди-поп сам по себе довольно просто устроен. Никаких сложностей городить не надо, основное внимание всё равно уделяется вокалу - или тому, что его заменяет.
И в этом, кстати, грандиозное отличие сегодняшней электроники от техно 90-х, техно - даже в самых ласковых своих проявлениях - ничего тебе не говорило, а idm рассказывает историю, или, точнее говоря, делает вид, что рассказывает.
Минимал-техно играет роль связующего звена между мелодичной электроникой и её, так сказать, хардкор-вариантом, условно называемым «clicks and cuts». Впрочем, пунктов, где одно переходит в другое - масса: один из них - лейбл scape, издающий записи проекта Pole и такого человека как Ян Елинек (Jan Jelinek). Ян выпустил в прошлом году довольно любопытный альбом. А лейбл Scape - не лишённый приятных мест сборник «staedtizism 2».
На другом контрольно-пропускном пункте написано большими буквами «Autechre». Здесь обитают те, кто измельчает брейкбит в крошку из неврастенически дёргающихся ударов. Получающийся ритм кажется чем-то неподдающимся пониманию только на первый взгляд. Как результат всякого случайного процесса он, как правило, не особенно интересен и выразителен.