Про то, что в один прекрасный день Хуан Аткинс заимеет свой собственный лейбл и назовёт его словом «Metroplex», он сам решил в семнадцать лет. Правда для того, чтобы мечта превратилась в реальность потребовалось лет пять, в течение которых он (вместе с ветераном вьетнамской войны Риком Дэвисом) стал локальной знаменитостью, записывая примитивное электро как Cybotron. Это название появилось в результате слияния cyborg (киборг) и cyclotron (циклотрон), а в треках использовался голос Аткинса.
Этот проект просуществовал недолго, и в итоге музыканты разошлись в разные стороны. Дэвис хотел двигаться в сторону рок-музыки, Аткинса же, напротив, манил футуризм известного футуролога Элвина Толфлера (чьи труды, в особенности его «Третья волна», в последствии оказали огромное влияние на мифологию детройтского техно).
Почти через год после выхода трека «Techno City» и ухода из Cybotron, Аткинс, помня о своей мечте, в 1985 году запускает свой собственный лейбл Metroplex и первым релизом, который на нём становится трек «No UFO’s», который до этого должен был выйти под именем Cybotron. А сам Аткинс, желая скрыть расовую принадлежность, прибегает к нумерологии и придумывает себе имя Model 500.
1985. Model 500 – No UFO’s
Именно такую музыку и хотел издавать в проекте Cybotron Аткинс. Мрачную, с политическим подтекстом. «Правительство всегда чётко выступало по позиции НЛО, и, безусловно, скрывает важную информацию, — объяснял сам Аткинс. — “No UFO’s” как раз именно про то, как у людей забирают надежду и не дают им смотреть в будущее». К тому же в этом треке, который по сути всё ещё можно отнести к электро, произошли некоторые изменения. Брейкбитовый ритм, присущий ранним работам Cybotron уступил место индустриальной прямой бочке. И именно в этой звуковой конструкции отразилось всё ближайшее будущее детройтской музыки.
1985. Model 500 – Night Drive / Channel One – Technicolor
Вышедшие чуть ли не сразу после «No UFO’s» следующие пластинки Model 500 – «Night Drive» и Channel One «Technicolor» продолжили курс на электро. «Time, Space, Transmat» — из этого вокодерного сэмпла с «Night Drive (Thru-Babylon)» через несколько лет Дэррик Мэй (Derrick May) возьмёт имя для своего собственного лейбла Transmat. Причем возьмёт не только имя, но ещё и все релизы этого лейбла будут выходить под каталожным номером с припиской MS (Metroplex Subsidiary – дочерняя компания Metroplex).
1986. Model 500 – Play It Cool
Впервые в небогатой истории Metroplex был осуществлен эксперимент с прямым ритмом и музыка, сама того не ведая, ушла в область хаус-музыки, которая в то время буйно зацвела в пропитанных наркотиками чикагских клубах.
1986. Eddie Flashin Fowlkes — Goodbye Kiss
В этом же году на Metroplex выходит первая пластинка не от Хуана Аткинса, а от нового музыканта – Эдди Фоулкеса. За год до «официального» рождения техно-музыки как жанра с собственным именем и звуковой эстетикой вышла самая настоящая техно-пластинка. Техно в том плане, в котором понимали эту музыку в Детройте восьмидесятых. Сам Аткинс к этому времени в детройтской среде стал непререкаемым авторитетом, заслужив прозвища «Оби Хуан» или же «Волшебный Хуан».
1986. Kreem – Triangle Love
Хуан все эти годы помогал своим друзьям начинающим музыкантам – кому советом, кому более конкретной помощью, и музыкальные наброски многих своих друзей доводил до законченных треков. Совместный проект Аткинса и его двух друзей — Кевина Сондерсона и Дэррика Мэя – Kreem, это как раз хорошо демонстрирует. В этом треке чувствуется «попсовость», присущая творчеству Сондерсона (для которого лучшей музыкой в мире являлось нью-йоркское диско), но этот же трек наглядно демонстрирует зависимость детройтской музыки того периода от музыкальной моды в соседнем Чикаго. Вся музыка, которая до 1987-88 года создавалась в Детройте, делалась на экспорт – с расчётом на чикагские клубы и чикагских диджеев.
1990. Frequency — Television / Frequency Express
Вокруг Хуана Аткинса и Metroplex довольно быстро сформировалась так называемая первая волна музыкантов, работавших в стилистике детройтского техно. В одном из своих многочисленных совместных проектов Аткинс поработал с Кейтом Такером, молодым музыкантом, который впоследствии прославился авторитетнейшим электро-проектом Aux88. В этой пластинке хорошо слышатся заимствования ранней детройтской электроники – чёткий машинный бит и сэмплы с одного из треков группы Kraftwerk, чья деятельность вообще оказала на всё детройтское техно громадное влияние.
1993. Shake — 5% Solution
Техно-музыка уже давно перешагнула через океан, а в родной для этой музыки стране, новоявленное движение не получило никакой поддержки – вместо этого всяческую поддержку получало растущее хип-хоп движение. Оно было понятным и крупные звукозаписываюшие лейблы знали как его продавать (в отличии от безликого техно). На Metroplex свои техно-треки издаёт недооцененный, но очень талантливый, детройтский музыкант Энтони Шакир. А по другую сторону океана, в Великобритании, молодые музыканты и диджеи на основе музыкальных идей пропагандируемых Metroplex и другими лейблами первой волны, начали делать собственную музыку.
1993. M500 & 3MB — Jazz Is The Teacher
Большие поклонники детройтской утончённости в музыке и тех идей, что несла в себе первая волна детройтского техно – немецкие музыканты Мориц Фон Освальд и Томас Фельман, совместно с Хуаном Аткинсом, записали один из классических треков в детройтском техно. К этому времени многие детройтские музыканты жили уже на два города – Берлин и Детройт.
1994. Infiniti — Game One / Think Quick
В 1993 году Хуан Аткинс обзаводится очередным псевдонимом. Под Infiniti будут записаны как минимум два классических трека – «Game One» и «Think Quick», быстро ставших если не гимнами главных техно-клубов планеты, то чем-то приближенным. Гипнотическую версию сделал герр Маурицио – Мориц Фон Освальд.
1995. Model 500 – Starlight
Последний классический трек от Metroplex и Хуана Аткинса – по силе воздействия, по эмоциям, по всему. Ремикс, который сделал Мориц Фон Освальд, вообще можно отнести в золотой фонд техно-музыки. Светлый, невесомый, созданный по каким-то неизвестным технологиям – в этом треке (и в особенности в ремиксе Фон Освальда) отражена вся сущность музыки Детройта последних двадцати лет, вся боль этого умирающего города, этой культурной столицы США.
На этом, конечно же, не закончилась история Metroplex — до 2004 года была выпущена ещё пара десятков релизов. Однако все, кто принимал участие в деятельности этого лейбла разошлись кто куда. Аткинс выпускался на бельгийском R&S и немецком Tresor, Дэррик Мэй занимался своими лейблами Transmat и Fragile, Сондерсон поддерживал свой KMS, Энтони Шакир тихо руководил лейблом Frictional Recordings. Один Кейт Такер, который когда-то начинал на Metroplex, в 2002 году выпустил пластинку с говорящим названием — Когда Metroplex был Metroplex . Да и то, совсем на другом лейбле.
Автор: Оксана Кухарчик